Программа
функционирования и развития
Муниципального образовательного учреждения - Красносельская общеобразовательная школа
Выгоничского района
Брянской области
на 2009-2012 годы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наша школа — небольшая сельская. В ближайшие годы останется средней (полной) общеобразовательной, хотя классов становится меньше, поэтому для нас очень важно концептуальное и практическое осмысление перспектив.
Программа разработана с учетом государственной стратегии развития образования и в рамках областной и районной программ развития.
Программа функционирования и развития учреждения образования - одна из важнейших предпосылок деятельности педагогического коллектива.
Основное назначение программы - сохранение и развитие системы образования в микрорайоне школы и целенаправленная работа по «переводу» образования в школе в более высокое качественное состояние.
Программа функционирования и развития школы разработана инициативной группой в составе:
руководителя группы Сторожок Н. Н., директора школы
ответственных исполнителей:
Гераськовой В.К, зам. директора школы по УВР
Пономаревой Н.М., зам. директора школы по ВР
Сениной О.А., психолога школы
Косачевой Л.В., соцпедагога
Лебедевой Л.А., учителя физической культуры
Программа функционирования и развития школы обсуждалась в педагогическом коллективе и получила одобрение на заседании педагогического совета
- В основу программы функционирования и развития школы положены:
а) Функциональные цели
- общеобразовательная подготовка;
- физическая подготовка с основами безопасности жизнедеятельности;
- общетрудовая подготовка и профессиональная ориентация.
б) Цели развития
- развитие организационно-управленческого потенциала;
- развитие социально-педагогического потенциала.
Программа функционирования и развития школы предусматривает оборонительную стратегию деятельности, т.е. сосредоточенность на сохранении и поддержании ранее достигнутого уровня развития учреждения образования и постепенный переход к наступательной стратегии, которая дает достижение более высоких результатов, будет осуществляться за счет эффективного решения приоритетных проблем коллектива нетрадиционными способами, что будет обеспечивать учреждению образования развитие.

Определяющими сквозными принципами программы функционирования и развития являются:
1.Принцип автономности учреждения образования.
2. Принцип демократизации жизнедеятельности учреждения образования.
3. Принцип гуманизации жизнедеятельности учреждения образования.
4. Принцип соответственного развития и саморазвития обучающегося,
педагога, учреждения образования.
5. Принцип разноуровневой общеобразовательной подготовки.
6. Принцип интенсификации обучения и развития.


1. Школа построена в 1964 году по инициативе районного отдела ародного образования, так как старое здание не соответствовало требованиям санитарных норм, классы были переполнены.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕГО СОЦИУМА.

2.1. Школа расположена на территории Красносельской сельской
администрации Выгоничского района Брянской области. Население сельской администрации на 1 января 2009 г. составило 974 человека.
Детское население – 203
Из них: школьного возраста: 138
дошкольного возраста: 25
2.2. Школу посещают дети из 3 населенных пунктов:
- с. Красное: 58
- п. Пильшино: 73
- д. Пильшино: 7
2.3. Учащиеся школы воспитываются в 117 семьях, из них:
полных- 91,78%;
неполных - 26, 22%;
неблагополучных для воспитания семей - 3, в них проживает 6 детей.
100% этих семей имеют доход на 1 человека семьи ниже прожиточного.
2.4. Социальный состав семей:
- рабочие - 107
- пенсионеры — 7
- предприниматели - 4
- безработные - 11
2.5. Всего родителей учащихся - 182
Образовательный уровень родителей:
высшее образование — 42;
среднее специальное образование – 76;
среднее техническое — 84;
среднее образование – 109;
основное образование – 28
2.6. В микрорайоне школы имеются:
- дом культуры;
- медицинский пункт;
- 2 магазина частных предпринимателей;
- почтовое отделение связи;
- железнодорожная станция;
- сельская библиотека.
- 2 магазина КООП

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННЕГО СОЦИУМА.

3.1. В школе обучается 138 учащихся.
(девочек 69, мальчиков 69)
Всего в школе 11 классов, 10 классов-комплектов.
В 2008-2009 учебном году средняя наполняемость классов – 12 человек.

Наполняемость по ступеням образования:
I ступень (1-4 кл.):
1 кл. – 8
2 кл.- 9
3 кл. – 9
4 кл.- 15
Всего уч-ся - 41
II ступень (5-9 кл.):
5 кл. – 9
6 кл.-7
7 кл.- 17
8 кл-16
9 кл. - 17
Всего уч-ся – 66
III ступень (10-11 кл.):
10кл.-15
1 1кл.- 16
Всего уч-ся-31
3.2.В школе обучается:
- дети инвалиды — 2
- дети из неполных семей – 3
- дети из многодетных семей - 23
- дети из малообеспеченных семей – 85
- дети из неблагополучных семей – 6
- дети с девиантным поведением - 8

3.3. По предварительным данным в течение 3 лет количество учащихся по школе уменьшится со 138 до 117. Резко уменьшится число учеников в 1-4 кл. (с 41 до 26).
3.4. В школе работает 21 учителей
- из них совместителей: 2
- не проживают на территории сельской администрации: 1
- имеется социальный педагог, педагог-психолог.
Имеют образование:
- высшее - 18
- среднее специальное - 3
- учителей-мужчин - 3
- женщин - 19
Дифференциация по квалификационной категории:
- высшая категория: 5
- I категория: 13
- II категория: 3
- 11 разряд: О
- 10 разряд: 2
- 9 разряд: О
- 8 разряд: 1
- 7 разряд: О
Дифференциация по стажу работы:
- до 2 лет: 1
- от 2 до 5 лет: О
- от 5 до 10 лет: О
- от 10 до 15 лет: 3
- от 15 до 20 лет: 5
- от 20 до 25 лет: 4
- свыше 25 лет: 8
- из них пенсионеров по старости: 3
- средний возраст учителей: 47
Награждены:
- нагрудным знаком «Почетный работник образования РФ» - 4
- значком «Отличник народного просвещения» - 1
- Грамотой Министерства образования РФ — 2
- учителей-выпускников школы — 8
3.5. Материально-техническая база:
- здание школы: 1
- спортивный зал: 1
- столовая: 150 посадочных мест
- учебные кабинеты: 11
- компьютерный класс: 7 рабочих мест
- школьные мастерские: 2
- историко-краеведческий уголок содержит материалы: «Красное вчера и сегодня», «Односельчане в годы Великой Отечественной войны», «Уроженец села Герой Советского Союза Цыкин Михаил Дмитриевич».
Однако ощутима недостаточная техническая оснащенность предметных кабинетов физики, химии, учебных мастерских, спортивного зала. Школьная библиотека не обладает таким фондом, который бы обеспечивал потребности учителей и учащихся.
3.6. На территории школы расположен учебно-опытный участок 0,5 га. Овощи, выращенные детьми и работниками школы, идут на организацию питания в
школьной столовой.
3.7. Красносельская средняя общеобразовательная школа сделала 45 выпусков. За последние 5 лет были награждены 5 выпускников серебряной медалью.
Среди выпускников и их родителей высокий престиж высшего и среднего
специального образования. За последние 3 года 34 выпускника продолжили
обучение в высших и средних специальных учебных заведениях. Это высокий показатель. Рабочие профессии выбирают немногие, сельскохозяйственные - единицы. Наиболее предпочитаемыми являются профессии педагога, инженера, бухгалтера, экономиста. В течение 3 лет в школе нет неуспевающих. 2 ученика оставлены на повторный курс из-за пропусков занятий. В среднем процент качества знаний составил 35%. Учащиеся имеют достаточный уровень воспитанности.
Педагогический коллектив уделяет внимание дополнительному образованию учащихся.
Работают кружки по направлениям:
- художественно-эстетическое: 48 уч-ся,
- спортивные: 56 уч-ся,
- познавательные: 38,
- военно-патриотические: 68
- научно-позновательные: 38
100% учащихся посещают кружки.
Школа активно участвует в различных районных конкурсах, смотрах. В течение последних 3 лет учащиеся школы занимали призовые места в районе.

Учащиеся школы добиваются высоких спортивных результатов .
2006 - 2007 уч. год.
1. Осенний легко-атлетический кросс- 4 место.
2. Гиревой спорт - 4 место.
3. Спортивное ориентирование - 4 место.
4. Баскетбол - юноши младшие - 4 место, старшие - 3 место.
девушки младшие — 2 место, старшие — 3 место.
5. Мини-футбол — 4 место.(2 уч-ся играли за сборную района.)
6. Лыжные гонки - 2 место.
7. Волейбол - девушки старшие -2 место,
юноши старшие - 4 место, младшие -1 место.
8. Русская лапта - девушки -2 место,
юноши -4 место.
9. Футбол — 4 место.
В районной спартакиаде школьников общее 4 место.

2007- 2008 уч. год.
1 . Легко- атлетический кросс -4 место.
2. Спортивное ориентирование - 5 место.
3. Гиревой спорт- 4 место.
4.Баскетбол юноши младшие — 4 место, старшие — 6 место.
5. Баскетбол девушки - 2 место.
6 Лыжные гонки - 3 место (3 уч-ся участники районной сборной).
7. Волейбол юноши младшие - 4 место, старшие -3 место.
8. Волейбол девушки - 1 место.
9. Футбол - 1 место (все уч-ки обл. соревнований заняли 3 место)
10. Русская лапта юноши - 4 место,
девушки - 1 место.
11.Легкая атлетика - 3 место(2 уч-ся участники районной сборной).
Общее 4 место в спартакиаде школьников.

2008 2009 уч. год.
1 .Легко-атлетический кросс - 1 место ( уч-ся участники районной сборной).
2. Гиревой спорт - 5 место.
3. Баскетбол юноши младшие - 3 место, старшие - 6 место.
4. Баскетбол девушки младшие - 4 место, старшие - 7 место.
5. Лыжные гонки - 5 место.
6. Волейбол девушки младшие - 3 место, старшие - 4 место.
7. Волейбол юноши младшие - 3 место, старшие - 1 место,
(все участники обл. соревнований , заняли 3 место).
8.Футбол - 1 место ( все участники обл. соревнований, заняли 3 место).
9. Русская лапта юноши - 6 место, девушки - 6 место.
10. Легкая атлетика - 3 место.
Общее 3 место в спартакиаде школьников.

Президентские тесты.
Участвуют все классы школы. 50% выполняют тесты на оценку хорошо, поэтому уровень физической подготовленности учащихся средний.
В школе стали традиционными: лыжные гонки, легкоатлетический кросс, «Зарница», КВН, бал «Золотая осень» и т.д.
Педагогический коллектив имеет прочные связи с родителями учащихся и общественностью села. Более50% родителей активные участники образовательного процесса.
Для более эффективной работы со слабыми учащимися, детьми девиантного поведения, неблагополучными семьями в школе создан совет профилактики, куда входят учителя, социальный педагог, педагог-психолог, родители, общественность. Разработана программа с уч-ся склонными к девиантному поведению.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ

СОСТОЯНИЯ ШКОЛЫ

РАЗДЕЛ II

Проблемный анализ состояния образовательного учреждения

(Объект анализа - учебно-воспитательный процесс)

Цель анализа: Установить, что надо изменить в деятельности образовательного

учреждения.

Задачи: 1. Установить соответствие состояния УВП социальному заказу и

государственным стандартам.

2.Сформулировать наиболее значимые проблемы для совершенствования качества образования и воспитания.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ШКОЛЕ

Определяя потребность создания в школе условий, необходимых для наиболее полного развития способностей, которые заложены в личности каждого ребенка, учитывая представления и пожелания, высказанные детьми, их родителями и педагогами, социальный заказ школе определяет следующие требования:

· укрепление и сохранение здоровья;

· обеспечение высокого качества образования;

· прочные знания базовых дисциплин;

· развитие навыков самообразования;

· раскрытие творческих способностей детей и их развитие;

· предпрофессиональная подготовка в вузы и другие учебные заведения;

усвоение нравственных ценностей;

политическая и экономическая грамотность.

При этом важно отметить следующее. Сблизились и вышли на первый план позиции учителей и детей в вопросе сохранения здоровья. В запросе детей и родителей важное место занимает предпрофессиональная подготовка и успешная социализация.

- Опрос учащихся, проведенный в 2008-2009 учебном году 9, 10,11классов показал, что уч-ся 11 кл. почти все уже определились в выборе профессии, количество неопределившихся возрастает в 10 кл.

- Большинство выпускников продолжают обучаться в высших и средних специальных учебных заведениях 65% за 3 последние года), однако мониторинг «Профессиональный выбор выпускника школы» (по отдельным результатам) показал, что работают по специальности, полученной в учебном заведении, только60% выпускников.

НЕДОСТАТКИ УВП, СКАЗЫВАЮЩИЕСЯ НА РЕЗУЛЬТАТАХ

- Недостаточная работа классного руководителя с уч-ся и родителями по

более раннему профессиональному определению;

- Отсутствие связи школы с профессиональными учебными заведениями разного уровня;

- Недостаточность обучения уч-ся компьютерной грамотности.

УСЛОВИЯ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ПРИЧИНАМИ НЕДОСТАТКОВ

Недостаточная информация классных руководителей о профессиях, востребованных в Брянской области, районе.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

- Диагностика профессиональной пригодности старшеклассников

и консультирование учеников и родителей по вопросам выбора профессии.

- Обучение учителей пользованию компьютером с целью использования его в УВП.

- Введение уроков информатики в 5-9 кл.

- Установление сотрудничества с районной службой занятости.

- Расширить сеть элективных курсов

- Ввести курс «Самоопределение» для уч-ся предпрофильной

подготовки (9 кл.).

Таблица № 14.

Характеристика

распределения учащихся 9 классов по направлениям

продолжения образования.

Учебный год

Всего

10 класс

ссузы

ПУ

Работает

Не трудоустроено

2006-2007

32

21

11

-

-

2007-2008

21

16

-

3

Продолжение »