"Утверждено"

Педагогическим советом МОУ- Красносельская СОШ

протокол № 8 от 30.08.2011г.

Основная образовательная программа начального общего образования

МБОУ Красносельская СОШ

Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красносельская средняя общеобразовательная школа (далее – ООП НОО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Цель ООП НОО: создание условий для достижения обучающимися панируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных), способствующих гармоничному самоопределению, реализации индивидуальных и личностных качеств в контексте процессов, происходящих в современном обществе, в поликультурной среде региона.

Содержание ООП НОО МБОУ Красносельская СОШ

формируется с учётом социокультурных потребностей личности в условиях региона .

Направленность. ООП НОО муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красносельская средняя общеобразовательная школа определяет следующие направления деятельности:

Принципы формирования ООП НОО.

Принцип возрастосообразности. Учёт возрастных, психологических и физиологических особенностей детей младшего школьного возраста. ООП формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

ООП НОО МБОУ Красносельская СОШ учитывает существующую вариативность темпов и направлений развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Системно-деятельностный подход. В основе реализации ООП лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: организацию деятельности учащихся по овладению общеучебными и другими компетенциями на основе системы урочной и внеурочной деятельности.

Демократизация культурно-образовательной среды. В процессе разработки и реализации ООП НОО муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красносельская средняя общеобразовательная школа обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса с: нормативно-правовой базой в системе образования, создание культуртно- образовательной среды обучения и воспитания, привлечение общественности к управлению системой работы ОУ через создание Совета школы, информирование о деятельности ОУ через публичный отчет.

Общая характеристика ООП НОО МБОУ Красносельская СОШ

Условия реализации ООП НОО МБОУ Красносельская СОШ

Общая информация о МБОУ Красносельская СОШ

По сведениям местных жителей церковно-приходская школа была открыта в 1826 год, которая просуществовала 1880 года. В ней преподавали: Закон Божий, арифметику, чистописание, грамматику. За время существования церковно-приходской школы в ней получили образование 58 человек.

В 1880 году церковно-приходская школа реорганизуется в земскую школу, для которой было построено новое школьное здание, состоящее из 4 классных комнат, небольшой учительской и парка, вокруг школы. На 1886 год в ней обучалось всего 19 детей. Земская школа просуществовала до 1917 года.

Сведений о работе школы в период с 1917 до 1924 годы не сохранилось, так как в 1924 году в здании произошел пожар. После пожара занятия проводились в доме коммунаров.

Новое здание школы отстраивалось с 1932 – 1934 годы. Новое здание выстроили на прежнем месте, в нем появляются мастерские и дом учителя. До войны в здании располагалась семилетняя школа. В таком виде она простояла до 1943 года. При отступлении немецко-фашистских войск – здание школы, где располагалась управа, было сожжено.

Восстановление школы началось в 1943 году, после освобождения села от немецко-фашистских захватчиков.

В 1956 году семилетка реорганизована в среднюю школу, учебных классов для занятий в две смены не хватало. В зимнее время, школа обогревалась печным отоплением, освещение в помещениях осуществлялась керосиновыми лампами, ученики сидели за широкими, грубо сколоченными столами. Учебников и тетрадей на всех не хватало. Школе требовалось новое здание.

В 1964 – 1965 годах построено типовое здание школы, в котором, обучалось больше тысячи детей.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красносельская средняя общеобразовательная школа посещают 74 ребенка из 3 населенных пунктов, 38 из них находятся на подвозе. Подвоз осуществляется автобусом. Число детей из многодетных семей – 18, из неполных семей – 36, малообеспеченных-39.

Образовательный и воспитательный процесс осуществляют 20 педагогов.

Учащиеся школы принимают активное участие в конкурсах районных и областных конкурсах патриотического, спортивного, духовно-нравственного и эстетического направлений. Являются победителями и призерами таких конкурсов, как «Орлята учатся летать», «Вхожу в мир искусства», «Ратные страницы истории», «Подарок ветерану» и др., всероссийских конкурсов « История моей семьи в истории страны».

За последние годы школа заметно преобразилась. Сделан большой косметический ремонт в столовой, в кабинете химии, кабинетах начальной школы. В 2011 году произвели замену нескольких оконных блоков в здании школы. Постоянно пополняется материально-техническая база. Приобретаются компьютеры, интерактивные доски, спортивное оборудование, развивающие игры.

Цель и задачи деятельности школы

МБОУ Красносельская СОШ ориентирует образование и воспитание на развитие и саморазвитие всех детей, обучающихся в школе, раскрытие их творческого потенциала и определяет основную цель учебно-воспитательного процесса: развивать личность каждого ученика, оберегая индивидуальность: развивать интеллект, формировать систему высоконравственных отношений, стремиться сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье учащихся.

МБОУ Красносельская СОШ стремится обеспечить

обучающимся: условия для формирования свободной творческой личности , успешно адаптирующийся в современном обществе.

родителям (законным представителям): условия для получения их детьми полноценного образования, развитие потенциала каждого ученика.

педагогическим работникам: условия для творческого самосовершенствования, плодотворного труда.

обществу: выполнение социального заказа

Принципы формирования и совершенствования образовательной среды

Процесс формирования и развития образовательной среды МБОУ Красносельская СОШ

основывается на следующих принципах:

Принцип культуросообразности. Культура понимается как среда, растящая и питающая личность. В качестве ценностного ядра учебно-воспитательного процесса определяются универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности культуры. Отношение к ребенку моделируется, исходя из понимания его как свободной целостной личности, способной к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.

Принцип природосообразности. В ребенке значима и его природная сущность, поэтому его обучение и воспитание следует осуществлять в единстве и согласии с природой и включать заботу об экологически чистой среде его обитания и развития.

Принцип индивидуально-личностного подхода. Ребенок признается активным субъектом образовательного процесса. При таком подходе главными ориентирами в учебно-воспитательной деятельности являются законы духовного и физического развития, процессы, изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка.

Принцип демократизации образовательной среды. Субъектам образовательного процесса предоставляются все большие права, регламентированные системой договоров.

Принцип гуманитаризации образования. Возрастает роль учебных дисциплин, способствующих духовному прогрессу личности; содержание учебных дисциплин обогащается социально значимыми аспектами.

Принцип оптимизации. Эффективность образовательного процесса повышается через направленное преобразование свойств среды обучения в соответствии с состоянием и психофизиологическими особенностями учащихся.

Принцип психологической комфортности. Школа формирует среду общения, основанную на гуманистических ценностях, уважении к личности и индивидуальности ученика и учителя.

Принцип социальной адекватности образования. Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в школе, нацелен на включение образования в жизненный контекст, осуществление в процессе обучения всей полноты жизненных связей индивида, подготовку ученика к послешкольной социальной адаптации.

Принцип открытости. Школа обеспечивает полную информированность учащихся, родителей, учителей о целях, задачах, требованиях образовательных программ.

Принцип ответственности. Коллектив школы несёт ответственность за результаты учебно-воспитательной деятельности, соотносит результаты с целями, корректирует свою деятельность.

Условия, обеспечивающие реализацию ООП НОО в 1-4 классах

МБОУ Красносельская СОШ

Общая информация о начальной школе.

Количество обучающихся в начальной школе на 1 сентября 2011 г. – 32 человека.

Количество классов-комплектов – 2.

Количество 1-х классов - 1, доля первоклассников среди учащихся начальной школы –

19 %.

Количество учебных кабинетов – 2.

Кадровые условия.

Обучение, воспитание и развитие учащихся осуществляют 2 учителя начальной школы (первой квалификационной категории ).

Реализацию ООП НОО обеспечивают 5 учителей-предметников, преподающих иностранные языки, музыку, физическую культуру, ОПК, организующих внеурочную деятельность по 4 направлениям: спортивно-оздоровительное «Час здоровья», духовно-нравственное, общеинтеллектуальное кружок «Ты и искусство», «Умелые руки», общекультурное «Школа вежливости».

Учебно-методические условия.

Обучение в начальной школе осуществляется по учебно-методическим комплексам, включённым в федеральный комплект учебников:

Учебно-методическое обеспечение ООП включает в себя учебники, учебные пособия, рабочие тетради, справочники, хрестоматии, цифровые образовательные ресурсы, методические пособия для учителей и т.п.

Система учебников для начальной школы «Школа России»

Система учебников «Школа России» успешно прошла федеральную экспертизу на соответствие ФГОС НОО, получила положительные отзывы РАН, РАО и вошла в федеральный перечень учебников на 2011/2012 учебный год.

Главными особенностями системы «Школа России» являются

приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников,

личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения.

Все предметные линии, включая предметы краеведческого и духовно-нравственного цикла, формируют у ребёнка целостную современную картину мира и развивают умение учиться. В состав системы входят учебники по следующим курсам: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, художественный труд, ОПК и иностранные языки.

Все учебники системы имеют завершенные линии с 1 по 4 класс, а также развёрнутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения, демонстрационных таблиц, электронных приложений к учебникам, словарей и других пособий.

В обновленных программах реализован современных подход к тематическому планированию, отражающий не только логику развертывания учебного материала и логику формирования универсальных учебных действий, но и те виды учебной деятельности, которые наиболее эффективны для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Система учебников «Школа России» отличается значительным воспитательным потенциалом, а потому эффективно реализует подходы, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся одной из методологических основ федерального государственного образовательного стандарта. Подтверждением этому служат целевые установки, заложенные в самой концепции системы «Школа России» и программах по учебным предметам для начальной школы.

Одним из ведущих положений стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, культурного, духовного и нравственного богатства российского народа.

Эта задача решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир» А. А. Плешакова, где формирование семейных ценностей является одной из приоритетных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как некий проект, который реализуется через совместную деятельность взрослого и ребёнка в семье. В поддержку этой деятельности в комплект включены следующие книги: «Зелёные страницы», атлас-определитель «От земли до неба», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».

К принципиально важным результатам образования в начальной школе ФГОС относит формирование универсальных учебных действий как основы умения учиться.

В этой связи структура и содержание всей системы и каждого учебника направлены как на организацию различных видов деятельности учащихся, так и на использование современных методов и технологий обучения педагогами. Примером может служить организация учебной деятельности на уроках русского языка по курсу В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и математики по курсу М.И. Моро.

В курсе русского языка реализованы коммуникативно-речевой, системно- функциональный, личностно ориентированный подходы в обучении родному языку.

Задания в учебниках и рабочих тетрадях представлены как учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т. д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задание, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы. Деятельностному характеру курса также отвечает включение в учебники заданий для работы в парах, группах, проектных заданий.

Методический аппарат учебников позволяет органично сочетать виды деятельности, направленные на изучение как нового материала, так и систематическое повторение ранее изученного.

В курсе математики авторы особое внимание уделяют такой подаче учебного материала, которая создаёт условия для формирования у учащихся интеллектуальных действий, таких, как действия по сравнению математических объектов, проведению их классификации, анализу предложенной ситуации и получению выводов, по выявлению разных функций одного и того же математического объекта и установлению его связей с другими объектами, по выделению существенных признаков и отсеиванию несущественных, по переносу освоенных способов действий и полученных знаний в новые учебные ситуации.

Дальнейшее развитие получила и методика работы над текстовыми задачами (структура задачи, этапы решения задачи: анализ задачи, поиск и составление плана её решения, проверка решения, составление и решение задач, обратных заданной задаче), в том числе и формирование умений записать текстовую задачу сначала с помощью схем, используя фишки и фигуры, а затем и с помощью схематических чертежей.

Овладение приёмами сравнения, анализа, классификации формирует у учащихся универсальные учебные действия, развивает способность к проведению обобщений, облегчает включение детей в учебную деятельность не только на уроках математики, но и при изучении других школьных предметов.

ФГОС большое внимание уделяет работе учащихся с информацией как одному из важнейших компонентов умения учиться. В связи с этим в системе учебников «Школа России» разработана специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться внутри системы, а также выходить за ее рамки в поисках других источников информации.

Несомненно, ценность системы учебников «Школа России» состоит в том, что ей присущи характеристики, которые очень значимы для учителя: фундаментальность, надёжность, стабильность, и вместе с этим открытость новому, соответствие требованиям современной информационно-образовательной среды. В этой связи учебники по окружающему миру, математике и русскому языку дополнены электронными приложениями, содержание которых усиливает мотивационную и развивающую составляющие содержания системы «Школа России».

Развивая систему учебников «Школа России», издательство «Просвещение» выпускает красочные демонстрационные таблицы.

Их цель — помочь детям быстрее усвоить учебный материал, а учителям облегчить процесс объяснения. К существенным преимуществам демонстрационных таблиц относятся:

авторами-составителями демонстрационных таблиц являются авторы соответствующих УМК;

комплекты плакатов соответствуют конкретному учебному курсу, снабжены методическими рекомендациями и интегрированы в методическую систему комплекса;

комплекты выпускаются в удобной для транспортировки и хранения индивидуальной упаковке (боксе).

Система учебников для начальной школы «Школа России» успешно сочетает лучшие традиции российского образования и проверенные практиками образовательного процесса инновации. Именно поэтому она позволяет достичь высоких результатов, соответствующих задачам современного образования, и является наиболее востребованной и понятной учителю.

Обучение в начальной школе осуществляется по учебно-методическим комплексам, включённым в федеральный комплект учебников:

В процессе введения ФГОС НОО планируется переход на обучение во всех начальных классах по программе «Школа 2100».

Учебно-методическое обеспечение ООП включает в себя учебники, учебные пособия, рабочие тетради, справочники, хрестоматии, цифровые образовательные ресурсы, методические пособия для учителей, сайты поддержки учебных курсов, дисциплин и т.п.

Приказ № 13 от 01.09.2011г. " Об утверждении учебного плана, рабочих программ, ООП НОО"

Директор школы:______________ А.А.Сторожок

Конструктор сайтов - uCoz